Эра разрушения

Фракция Культуры
3 min readAug 29, 2021

В либеральной тусовке апокалиптические стоны о том, что государство раздавило гражданское общество, не прекращаются вот уже более 15 лет, превратившись из нестройного старческого хора в модный шлягер, который каждый уважающий себя интеллигент включает хотя бы раз в неделю, а по телеканалу «Дождь» он играет и вовсе круглосуточно. Однако, в 2021 году ситуация действительно кардинально изменилась, приняв вполне отчетливые черты. Мы выделили четыре признака того, что политическая жизнь в России перешла из Эры болота в Эру разрушения.

  1. Разгром политических организаций

Оглядываясь на прошедший год, можно с уверенностью сказать, что властью было принято централизованное решение разгромить несистемную оппозицию на организационном уровне. В качестве последнего предупреждения был отравлен боевым отравляющим веществом Алексей Навальный, пожалуй самый популярный несистемный оппозиционер в стране, причем очевидно, что на этом этапе исполнителям было всё равно, выживет Навальный или нет. Навальный выжил, восстановился, вернулся в Россию, тем самым демонстративно проигнорировав предупреждение, за что был немедленно посажен в тюрьму.

В поддержку политика по всей стране прошли митинги, отметившиеся беспрецедентным уровнем насилия со стороны полиции, и количеством задержаний, многократно превышающим антирекорды предыдущих лет. Более того, ответственность за участие в несогласованных митингах теперь вышла за рамки административной: власти возбудили сразу несколько уголовных дел, по которым начали сажать активистов самых разных политических взглядов: от либертарианцев до социалистов.

От участия в политической жизни были отстранены все политики, связанные со структурами Навального, региональные активисты и даже те, кто всегда казался менее радикальным и более договороспособным. В 2021 году активное участие в российской политике автоматически означает административное и уголовное преследование. Оппозиционная политика в России — это экстремизм.

2. Разгром независимых медиа

Власть прекрасно понимает силу медиа, недаром первым стратегическим проектом Владимира Путина в качестве президента в 2000 году стал отъем медиа-ресурсов у частных владельцев и передача их под контроль государства. В 2021 году само существование медиа вне телевизора представляется власти не просто формой протеста журналистского сообщества против цензуры, но и предательством, работой на все иностранные разведки разом. Журналистам независимых медиа подкидывают наркотики, их обвиняют в шпионаже, проводят в их домах регулярные обыски, вызывают на допросы и даже пытаются убить. Не защищён никто, ни медиа с многолетней историей, ни студенческие журналы, сделанные на коленке. Теперь писать о коррупции — значит быть иностранным агентом.

3. Размытие правового поля

Мемы про бешеный принтер Госдумы, выплёвывающий пачки абсурдных законов, уже давно перестали быть смешными. За 10 лет российское законодательство из неповоротливого отпрыска советской системы превратилось в бесформенное чудовище, накриво сшитое тошнотворными канцелярскими формулировками, единственной задачей которых является расширение русского поля правоприменительных экспериментов. Теперь не только политический активист, но и простой гражданин не может понять сути принимаемых законов и принципа наступления ответственности. Их интерпретация отдана на откуп Следственному комитету, которому такой подход не просто развязал руки, но и позволил баснословно обогатиться. А российский суд охотно принимает все доводы следствия, де-факто став лишь отделом СК.

4. Профанация электорального механизма

Выборный процесс, до 2014 года необходимый российской власти для поддержания имиджа «гибридности» собственного авторитаризма, после крымского кризиса всё больше стал превращаться в надоевшую, даже раздражающую формальность, стресс от существования которой вгонял чиновников в такое состояние импотенции, что они умудрялись проигрывать даже спойлерам. Именно поэтому российская власть начала постепенный демонтаж электоральной системы, уничтожая механизмы и институты общественного контроля, манипулируя явкой, отфутболивая кандидатов по смехотворным причинам и сажая их в тюрьму. Появление «живых» кандидатов даже в системных партиях стало восприниматься как угроза всей системе, так что их стали уничтожать в зародыше.

Картина печальная, но реальная. Тем, кто остался в России и тем, кто ждёт, что сможет вернуться, пора взглянуть правде в глаза. Это уже не та гибридная, псевдодемократическая страна. Это — государство террора, стоящее в шаге от Беларуси и в двух шагах от Северной Кореи. Осознавать это не хочется, но нужно, ведь от этого зависят наши действия.

--

--

Фракция Культуры

Фракция Культуры Движения «Гражданское Общество». Вступить: http://t.me/civsoccult_bot