Вечная пустота

Фракция Культуры
3 min readSep 14, 2021

14 сентября, в преддверии выборов в Государственную думу, президент Владимир Путин объявил, что снова уходит на самоизоляцию, так как несколько человек из его окружения сдали положительный тест на COVID-19. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не уточнил, ни на какой срок президент отказывается от публичных мероприятий, ни где он будет изолироваться: на своей даче в подмосковном Ново-Огареве, или же на юге, в Сочи. За время своего президентства Владимир Путин не раз исчезал из публичного поля, иногда даже не поясняя причин, приучив свое окружение и всю страну к тому, что отсутствие президента на публике — это новая норма.

Осенью 2012 года окружению Путина пришлось сильно понервничать. Президент резко перестал принимать министров и пропал из публичного поля. Многие связывали это с травмой на тренировке: еще в августе на саммите АТЭС Путин сильно хромал. Однако недели шли, а Путин все не возвращался. В его отсутствие политический процесс потерял свой вектор, и это породило целую волну публичных конфликтов среди министров и бизнесменов. Причиной одного из них стал внесенный Вячеславом Володиным законопроект о запрете на усыновление русских детей иностранцами, который позже получил название «закон Димы Яковлева». Целый ряд депутатов и министров выступили с критикой закона. Демарш, в нынешней России не представимый в принципе, тогда имел единственной целью узнать мнение президента.

Путин вернулся только через три месяца, прервав отсутствие только для проведения ежегодной пресс-конференции. «Закон Димы Яковлева» президент всё-таки подписал, перед этим прочитав журналистам лекцию о лицемерии США и несправедливом отношении Запада к России. Окружением Путина урок был выучен и больше достучаться до президента через СМИ никто из правительства не пытался.

Вообще, отсутствие президента стало традицией именно во время правления Путина. Ельцин, наоборот, общаться с народом очень любил, никогда не упуская возможность поговорить с журналистами или повеселиться на открытых мероприятиях. Пропадал Ельцин лишь попадая под влияние величайшего из русских пороков. В таких случаях было принято говорить, что президент «работает с документами».

Для президента Путина неожиданные и необъяснимые периоды отсутствия на публике стали регулярными. Так, в 2008 году Путин пропал на целый месяц во время войны в Грузии. Появившись перед камерами после возвращения, премьер ничего не объяснил, вместо этого отправившись охотиться на уссурийскую тигрицу. В 2015 году Путин почти на два месяца пропал после убийства Бориса Немцова. В 2016 году, тоже внезапно и без объяснений — на неделю, в 2017 и 2020 году — на полторы недели. Пресс-служба Администрации президента даже разработала целый механизм сокрытия таких исчезновений, загодя готовя «консервы» — заранее записанные протокольные съемки, которые публикуются во время реального отсутствия президента. В таких случаях журналистам приходится догадываться о происходящем по деталям одежды и интерьера. Именно таким образом в 2021 году журналисты обнаружили подлог в рабочей обстановке президента: оказалось, что Путину выстроили два одинаковых кабинета, чтобы скрывать его реально местоположение во время прямых трансляций.

Постепенное дистанцирование президента от публичности стало заметно на всех уровнях. Если в начале своего первого срока Путин возил во все поездки целый самолет с журналистами кремлевского пула, то сегодня к президенту раз в неделю пускают только операторов съемочной группы телеканала «Россия». Доступ к президенту из рутины превратился в продаваемый актив, за который российские бизнесмены готовы платить немалые деньги. В обиход вошло словосочетание «доступ к телу». С наступлением пандемии COVID-19 у президента появился ещё один повод отделить себя от мира стеной охранников ФСО.

Желание президента дистанцироваться от публики естественно и вполне понятно. За 20 с лишним лет Путин совсем утратил связь с реальностью, а искусственный характер редких публичных мероприятий он прекрасно осознает сам. Из потребности и почётной обязанности общение с народом превратилось для него в серую рутину, работу, которую он не хочет выполнять. На это также накладывается постепенно растущая паранойя, боязнь собственного окружения, которое в любой момент может осознать гибельность зависимости от такого человека.

Нынешний уход Путина из публичности выглядит скорее срежессированным ходом, попыткой пройти зону турбулентности, в которую неизбежно попадёт Россия после выборов в Государственную думу. Открытым остается вопрос, насколько деструктивны будут последствия руководства человека, который тяготится своим положением, но никак не хочет с ним расстаться.

--

--

Фракция Культуры

Фракция Культуры Движения «Гражданское Общество». Вступить: http://t.me/civsoccult_bot