«Серебряные коньки» — красивая рождественская сказка про монархию, социализм, революцию, свободу и любовь

Фракция Культуры
5 min readJan 12, 2021

--

Автор: Олег Пырсиков, редактор Фракции Культуры

Иллюстрация: Дарья Набок

Фильм «Серебряные коньки», вышедший в декабре — это красивая рождественская сказка с русским антуражем. Но в отличие от второсортных картин с раздутыми бюджетами и остолопами сценаристами, он лучше как внешне, так и содержательно.

Производством картины в том числе занимались мало приятные для порядочных людей государственный телеканал «Россия 1» и студия Никиты Михалкова. То есть этот фильм — госзаказ, он сделан за наши с вами деньги, что заранее не вызывает положительных эмоций. Кроме того, хоть рейтинг фильма и 6+, в нём присутствуют откровенные эротические сцены. Понятно, что производителям нужно было заманить как можно больше людей в кинотеатры, а государство, как всегда, о детях не особо заботится…

Не будем долго останавливаться на визуале и музыкальном сопровождении. Фильм снят грамотно, картинка сочная, у оператора руки не трясутся, пейзажи праздничного Петербурга и яркие костюмы высшего сословия создают удивительную атмосферу, а композитор Гай Фарли отлично справился со своей работой.

События фильма происходят в 1899 году в северной столице накануне рождественских праздников. Два главных героя — Матвей и Алиса — это два диаметрально противоположных мира, между которыми на первый взгляд не может быть ничего общего.

Первый — мир нужды и бедности, из которого происходит Матвей. Главным вызовом для него является борьба за минимальные материальные блага на грани выживания. В нём существует два мировоззрения. С одной стороны нищий, но честный фонарщик отец Матвея, которого больше волнует здоровье души, нежели благополучие тела. Несмотря на смертельную болезнь, он отказывается принимать ворованные деньги и призывает Матвея отказаться от греха. В конечном итоге без должного лечения он погибает, оставляя сыну только наказ избавиться от грязных денег и разорвать с криминалом. Идейно противостоит ему тот самый криминал, во главе которого стоит харизматичный и умелый бандит по кличке Алекс. Но он не просто главарь головорезов, а идейный лидер и вдохновитель, революционер. В его речах банальное воровство вовсе не преступление против закона, этики или морали, но справедливое возвращение беднякам их собственности, т. е. экспроприация. Под лозунгом «грабь награбленное» формируется идеологическая база для насилия над буржуями, купцами, аристократами и прочими прихлебателями капитала.

Второй мир представлен обществом русского дворянства, столичного лоска и пышных празднеств. При этом Алиса, являясь его порождением, вовсе не питает любви к сумасбродному богатству, вскормленному крепостничеством. Она хочет полностью посвятить свою жизнь науке, которая способна сделать жизнь каждого вне зависимости от классовой принадлежности лучше. Загвоздка в том, что ей не повезло родиться в тёмные времена поражённости женщин в правах, когда для поступления в университет нужны не только и не столько знания, сколько письменное разрешение отца или мужа. Удручает ещё и тот факт, что сливки общества, пусть они и обучены грамоте, вовсе не отличаются образованностью. Своё свободное время они проводят в пустой болтовне, балах и восхищениях перед шарлатанами спиритуалистами. Положение светской хорошо воспитанной девушки из приличной семьи становится для неё золотой клеткой, из которой ей предстоит выбираться.

Старомодный отец, понукаемый злой мачехой-любовницей, не поддерживает неженственного увлечения Алисы. Ему бы хотелось усмирить её нрав, подыскав достойную партию. Таковая вырисовывается в лице насколько амбициозного, настолько и беспринципного князя Аркадия Трубецкого. И отец Алисы, и Трубецкой профессионально занимаются отлавливанием преступников, подавлением несанкционированных митингов и прочего вольнодумства (ничего не напоминает?), которое может не понравиться верховной власти, представленной в фильме Михаилом Романовым, младшим братом царя Николая II. Антропологически Михаил — это знатный балагур, смысл жизни которого заключается в «пирах и мотовстве». В фильме он фигурирует ровно два раза и оба в качестве приглашённого или организатора аристократической попойки.

Внешний конфликт бедных и богатых (или эксплуататоров и эксплуатируемых) существует не только в социалистической философии Алекса, но имеет место и в повседневной несправедливости, с которой пришлось встретиться Матвею. Из-за перекрытой для “беспрепятственного” проезда крупного сановника дороги он не успевает в срок довезти заказ и оказывается на улице. Как окажется позже, этим дворянином был отец Алисы. После непростых условий работы доставщиков еды, это уже вторая аллюзия на современность. На самом деле фильм наполнен отсылками на сегодняшний день, что не делает его хуже. Все сравнения сделаны ненавязчиво и изящно, объясняя зрителю, что фильм не про нафталиновые проблемы столетней давности, а про настоящее.

Переход в новое столетие предвещает столкновение прошлого и наступающего будущего, что хорошо отражено в философии и действиях героев. За старый порядок выступают махровый монархист-реакционер с высоким чином (отец Алисы), его любовница и желающий заручиться поддержкой знатного вельможи Аркадий. Ещё раз отмечается пропасть между всем русским и государственной элитой. Ранее упомянутый князь Михаил организует бал-маскарад в русском стиле. Логичный вопрос — если маскарад в русском стиле, то в каком проходит повседневная жизнь дворянства и монарших особ? Тут понадобится небольшой экскурс в историю. Ещё Пётр I сломил старорусскую московскую боярскую элиту, возвысив вместо прежних бородачей, носивших армяк, новых стриженых в европейском костюме. Только вся европеизация на этом и закончилась. Думать элита продолжила по-старому, по-восточному. Отсюда и идёт одновременное идолопоклонство перед внешним благополучием Запада и ненависть к бородатым первопричинам этого процветания. Снова ненароком напрашиваются параллели со стилем жизни сегодняшней российской верхушки, предпочитающей рассуждать о загнивающей Европе, лёжа на берегу озера Комо.

Противостоит адептам старого порядка Алекс со своей бандой, организованной в духе времени на марксистском фундаменте. Только социалисты-грабители настолько же равноудалены от России, насколько их противники. Позаимствованная у того же самого Запада социал-демократическая теория была не способна поднять русского человека. Так как действия фильма происходят ещё задолго до Октябрьского переворота, вороватые социалисты терпят поражение.

Обе крайности оказываются сторонами одной материалистической монеты, где нет места человеку. Настоящую революцию в фильме и в сознании зрителей должны совершить Матвей и Алиса, чья любовь преодолевает классовый разрыв и доказывает, что между хорошими людьми как дворянского, так и неблагородного происхождения куда больше общего, чем с радикалами грабителями, желающими одного и того же — власти и богатства. Так любовь становится главной идеологией против перманентной войны всех против всех, а также инструментом свободы от социальных конструктов и предвзятости. В этом её революционность.

Так как мы имеем дело с рождественской сказкой, то и финал должен быть соответствующий. Алисе удаётся вырваться из своего заточения и сбежать вместе с Матвеем в просвещённую Францию, где она поступает в университет. Стоит отметить авторский реверанс по отношению к феминизму. Главный женский персонаж фильма — Алиса — типичная «девушка в беде», но она в отличие от многих персонажей подобного типажа предпочитает не ждать принца на белом коне, а берёт дело в свои руки. Относительно активных действий она никак не уступает своему возлюбленному, а по итогу достигает ею поставленных целей. Матвей хоть и участвует в реализации совместного плана побега из Петербурга и дальнейшей жизни за границей, выступает скорее в роли исполнителя, оставляя за Алисой значительную ответственность.

После окончания университета, Алиса с Матвеем и их маленьким сыном возвращается на Родину, чтобы учить русских женщин химии. Любовь победила. Революция свершилась. Happy end.

Подытоживая. «Серебряные коньки» — отличный, хоть и банальный российский фильм, отстаивающий традиционные ценности любви и свободы. Учитывая, какой редкостью для нас являются качественные отечественные фильмы, хочется радоваться, что вот наконец получилось сделать нечто, чем можно хотя бы немного гордиться. При этом нельзя выкинуть из головы, что фильм сделали на казённые деньги. Такой “бунт” долго продолжаться не может. Будем надеяться, что уже в скором времени российская киноиндустрия сможет реабилитироваться, обрести собственную идентичность и избавиться от государственной иглы.

--

--

Фракция Культуры

Фракция Культуры Движения «Гражданское Общество». Вступить: http://t.me/civsoccult_bot